
Почему выгоднее купить франшизу?
Купить готовый бизнес по франшизе намного удобнее, чем начинать свое дело с нуля. Многие коммерсанты уже воспользовались популярными программами и успели оценить их преимущества:
- отсутствие неоправданных рисков на начальном этапе развития предприятия;
- значительное сокращение расходов на рекламу (вам предлагается известный бренд, оформленные каталоги и презентации товаров, разработанные условия акций и т.д.);
- поддержка начинающего предпринимателя франчайзером (чтобы уберечь вас от распространенных ошибок, компания-покровитель предоставит подробные инструкции и пошаговое сопровождение).
Согласно статистике, Россия занимает 8-е место в рейтинге лидеров по количеству франчайзинговых систем, а число инвесторов неуклонно растет с каждым годом. Так, в 2017 году появилось более 100 000 новоиспеченных бизнесменов, что свидетельствует о востребованности франчайзинга.
Как выбрать и купить наиболее прибыльную франшизу?
При выборе франшизы следует помнить, что вы выбираете не только направление деятельности, но и компанию, под чьей маркой будете развиваться. Наиболее надежными франчайзерами могут стать фирмы, отвечающие требованиям опытного инвестора, среди которых:
- уверенное присутствие в занимаемой нише в течение более, чем одного года;
- предоставление предприятием исчерпывающей информации обо всех его партнерах;
- эффективность применяемой маркетинговой политики;
- востребованность реализуемых товаров на рынке (в том числе, и в период кризиса);
- незначительное количество компаньонов, расторгнувших договор (максимум - 15%);
- наличие благоприятных отзывов, формирующих положительную репутацию франчайзера.
Кроме того, перед тем, как купить франшизу, необходимо ознакомиться с результатами экономических исследований. Согласно данным ведущих аналитических сайтов, структурное распределение инвестиций имеет следующее соотношение:
- 50% - оптово-розничная торговля;
- 20% - общественное питание;
- 9% - сфера услуг;
- 7% - бытовое обслуживание населения;
- 7% - авто-дилерство;
- 4% - медицина и косметология.
То есть наибольшее количество людей стремится приобрести франшизу (в диапазоне от 1 000 000 до 1 500 000 рублей) на продажу той или иной продукции и открыть свой магазин. Как правило, предпочтение отдается хорошо раскрученным маркам, знакомым потенциальным покупателям. Популярный бренд гарантированно обеспечивает стабильный спрос на товар, что уменьшает общие сроки окупаемости проекта. Возможно вам будет интересно узнать как и сколько можно заработать на мебели.
Однако чтобы грамотно и обоснованно купить франчайзинг, недостаточно определиться с выбором партнера. Существует еще масса тонкостей и всевозможных факторов, которые обязательно нужно учесть.
Нюансы, которые необходимо знать перед тем, как приобрести франшизу
Чтобы купить франшизу в России, избежав необдуманных рисков и досадных потерь, важно обратить внимание на ключевые моменты и очевидные недостатки этого рода инвестиций. Среди них можно выделить:
- ограничение самостоятельности коммерсанта, подразумевающее наличие четких стандартов ведения бизнеса и контроля со стороны франчайзера;
- регулярная выплата роялти в размере установленного процента от прибыли;
- жесткие условия продажи налаженного дела.
Плюсов конечно больше, но это не отменяет необходимости всесторонне анализировать даже самые интересные проекты.
Компания-франчайзер
Если вы все же решили приобрести готовый бизнес по франшизе, тщательно рассмотрите предложения различных фирм по следующим характеристикам:
- общая сумма требуемых вложений - то есть цена контракта;
- годовой оборот франчайзера и динамика основных показателей экономической стабильности на протяжении нескольких отчетных периодов;
- наличие судебных исков против предполагаемой компании-покровителя;
- рациональное соотношение ваших финансовых возможностей и требований договора;
- соответствие условий соглашения интересам и пожеланиям инвестора;
- степень оказания поддержки в подборе торговой площади.
В идеале, до того как купить франшизу, нужно проконсультироваться с независимым и компетентным юристом, потому что только профессионал сможет объективно оценить оправданность запрашиваемых объемов вложений, детально проверить документы компании и грамотно изучить предоставленный договор на предмет “подводных камней".
Условия покупки франшизы
Покупка франшизы - ответственный процесс. От правильного выполнения всей последовательности действий зависит дальнейший успех вложения денег.
По сути, франчайзинг - это приобретение бизнеса в аренду. Получая право на использование товарного знака, бренда и модели управления компании-покровителя, индивидуальный предприниматель начинает свое дело под его маркой. В этом случае отсутствует необходимость в разработке бизнес-стратегий, поиске поставщиков, привлечении целевой аудитории - все это было сделано до вас!
Однако нужно знать о некоторых принципиальных особенностях контракта:
- в стоимость франшизы не входят затраты на аренду помещения, лизинг оборудования и подбор персонала;
- возможно наложение обязательства закупать ассортимент только у одного контрагента (в том числе, и по завышенным ценам);
- договор официально регистрируется в Роспатенте;
- инвестор может прописать условие об исключительном праве ведения торговли на конкретной территории.
Знание этих аспектов позволит вам купить проверенную франшизу в Москве или в любом другом городе, заключив прозрачный и честный контракт с фирмой-эмитентом.
Возможные выплаты по франшизе
Само собой, инвестор должен отчислять франчайзеру определенные суммы установленных в договоре платежей. К ним относятся:
- Лицензионный сбор (предоплата, вступительный или паушальный взнос) - это единовременное отчисление, размер которого варьируется в зависимости от ожидаемых прибылей и стоимости предоставленных активов.
- Роялти. Так называется периодический сбор в размере, исчисляемом одним из нижеприведенных способов: процент от прибыли; процент от оборота; фиксированная ставка; усредненная ставка.
- Рекламные отчисления, имеющие целевое назначение и расходуемые на продвижение торговой марки.
Условия расторжения договора
При покупке франшизы на готовый бизнес, дальновидный коммерсант заранее уточняет правила возможного расторжения контракта. Следует отметить, что любой договор имеет свой срок. Максимум - 20 лет, но чаще всего он устанавливается в пределах 5-10 лет с возможностью продления.
Досрочный выход из программы предусмотрен в ряде случаев:
- по обоюдному согласию сторон;
- по требованию компании либо инвестора в судебном порядке;
- по причине банкротства франчайзера;
- если предоставление авторских прав нелегально.
О своем решении прекратить сотрудничество, партнеры должны уведомить друг друга не менее, чем за полгода, оформив отказ в письменном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.