
Сущность, характеристика франшизы. О чем не стоит забывать
Франчайзинг — это форма ведения бизнеса, при которой несколько компаний работают под одним известным именем. Франчайзер продает права на бренд, а также на механизм производства или предоставление товаров/услуг купившим предприятиям (франчайзи).
Право пользования определенным благом бренда осуществляется за цену. Можно сделать это двумя способами:
- Паушальный взнос. Это единоразовая выплата полной суммы.
- Роялти. В зависимости от договоренностей, ежемесячный или ежегодный платеж.
Форматы франчайзинга
Важно при покупке франшизы четко понимать ее форматы и определиться, по какой схеме вы планируете разворачивать деятельность:
- Товарная. Распространен в торговой сфере. Заключив контракт на такой основе, вы как предприниматель получаете право на использование известного бренда, продажу его товара конечному потребителю. Примеры: продукты питания, автомобили, одежда.
- Производственная или промышленная. По договору франчайзер передает вам право на производство и продажу под своим брендом. Происходит передача сырья, патент и специальные ингредиенты. По такой системе работает корпорация «Кока-Кола».
- Бизнес-формат или деловой. Вам разрешают производить, продавать товар, а также вы получаете лицензию на самостоятельную организацию проекта. Например, таким образом разросся «Мак Дональдс».
- Сервисный. Вы получаете право на ведение определенных услуг, которые предоставляются франчайзером.
Три разновидности франшизы в зависимости от того, как много точек вы имеете право открыть:
- Прямая. Вам предоставляется право открыть одну точку в заранее обговоренном месте.
- Мульти-франшиза. Есть возможность открыть несколько точек на определенной территории в течение времени, которое будет установлено франчайзером.
- Мастер-франшиза. Имеет сходство с мульти, есть отличие: территория, на которой можно установить точки, расширяется, зачастую до целого региона.
Кроме вышеперечисленного, существуют еще несколько категорий франшиз:
- Свободная. Франчайзи может работать под брендом, и их деятельность не контролируется.
- Серебряная. Брендовая фирма строит филиал, организовывает там деятельность, потом предприниматель покупает право пользования данной территорией.
- Золотая. Передача полных прав ведения деятельность в определенном регионе. Покупатель такой франшизы сам решает, как он будет вести дело.
Преимущества и недостатки франчайзинга
В подобной системе взаимоотношений имеются как плюсы, так и минусы, вы можете детально разобраться в этом вопросе на примере мебельной франшизы братьев Баженовых. Дальше рассмотрим сущность всех «за» и «против» франшизы для обеих сторон — франчайзера и франчайзи.
Для франшизодателя
К преимуществам можно отнести:
- Быстрое развитие и расширение бизнеса по городам и странам, при минимальных потерях.
- Практические полное отсутствие каких-либо рисков.
- Повышается узнаваемость бренда при открытии новых точек в разных частях света.
- Прибыль от продажи франшизы.
К недостаткам относится:
- Возможность утечки конфиденциальных данных, если покупатель недобросовестен, планирует выдать коммерческие тайны.
- Необходимость держать под контролем работу франшизы, следить за четким исполнением договора, качеством продукции. Важно при этом сохранить репутацию и достоинство.
Для франчайзи
Какие преимущества вы получаете:
- У вас нет необходимости придумывать что-то новое — вы просто покупаете готовый бизнес у собственника в Москве или в любом другом городе.
- Не нужно разворачивать многоструктурную рекламную кампанию и тратить на нее деньги.
- Франчайзер на протяжение всего времени осуществляет поддержку вашего бизнеса — обучает персонал, дает инструкции и советы по дальнейшему продвижению.
Возможные недостатки:
- Основной недостаток — отсутствие полной свободы действия. Системный подход подразумевает определенные ограничения. Вы обязаны действовать по установленным правилам. Любая инициатива согласовывается с центром, надо быть готовым к отказу.
- Качество продукта находится под строгим контролем. Могут осуществляться проверки со стороны франчайзера.
- Риск расторжения договора.
О чем должно быть прописано в договоре?
Обычно договор состоит и огромного количества страниц. Мы рекомендуем обращаться к юристу, который в случае чего поможет во всем разобраться или выявить неточности.
- Если беспокоитесь насчет срока действия, то его не всегда прописывают. В случае, если он указан, то заранее нужно договориться об условиях пролонгации.
- Сторонами контракта могут выступать только индивидуальные предприниматели или юридические лица.
- Допускается исключительно письменная форма заключения договора.
- Франчайзер обязуется передать в пользование все необходимые технологии для работы бизнеса.
- Требования по качеству, обслуживанию, условия производства и продажи.
Также в договоре прописываются то, каким методом будет осуществляться проверка исполнения договора (контролирующая инспекция, тайные покупатели, экзамены и т.д).
Примеры работы наиболее популярных российских и зарубежных франшизных сетей
Сеть ресторанов Subway
В «Subway» работают по системе золотой франшизы. На данный момент сеть ресторанов расположена во многих регионах России, а по миру у них и вовсе около 44 000 ресторанов, из которых 43 976 работают по системе франшизы.
Преимущества
Самое главное — известный по всему миру бренд, который исключает множество рисков. Затраты на маркетинг минимальны, а франчайзер помогает на протяжении всего развития ресторана.
Негативные отзывы практически отсутствуют. Главное — умело подобрать выгодную точку, которая сможет принести вам максимум прибыли, и работать над деятельностью дальше.
Франшиза Helen Doron
Еще один пример — школа английского языка Helen Doron, 510 учебных заведений по всему миру, 500 из которых открыты по принципу золотой франшизы.
Преимущества
Израильская технология обучения Элен Дорон развивается уже в течение 20 лет вполне успешно. Сеть постоянно расширяется, филиалы располагаются не только в России, но и во многих странах Европы. Если вы хотите развиваться в этой среде, то эта английская школа имеет большие перспективы в будущем.
Российский франчайзер «Мебель Братьев Баженовых»
Компания функционирует в течение двадцати лет, мебельные салоны открыты в пятидесяти регионах РФ, в общем и целом насчитывает 133 фирменных магазинов. Еще несколько находятся на стадии открытия. Каковы преимущества франшизы?
- Качественный и проверенный поставщик мебели. Фабрика вышла на рынок около двадцати лет назад и успешно функционирует до сих пор.
- Минимальные риски покупки бизнеса. Открывать свой магазин — это всегда нервное время! Но волноваться вам не о чем. При создании салона, часть издержек франшизодатель берет на себя.
- Полное обучение персонала. Франчайзер готов обучить всем тонкостям сотрудников салона. На протяжение долгого времени к вам прикрепят консультанта, который готов в любое время ответить на все возникшие вопросы.
- Стоимость франшизы — 1 450 000 тысяч. Окупается (в среднем) за 90 дней, принося в месяц доход около 400 000 рублей, читайте подробнее о том как и сколько можно заработать на мебели.
Франшиза — это тот формат, который поможет бизнесу развиться в нужном направлении, а также дает возможность начинающему предпринимателю набраться опыта и получить прибыль в определенной сфере. При покупке франшизы учитывайте все параметры — популярность бренда, перспективу развития, условия договора и так далее. В случае полной осведомленности вам будет проще управлять собственным бизнесом.