
Почему такое странное слово, нельзя попроще?
Узнайте, почему нельзя и всё сразу станет на свои места
Многие деловые люди, давно и успешно занимающиеся бизнесом, с недоумением и непониманием относятся не только к процессам, связанным с франчайзингом, но и к самому слову «франчайзинг», которое, видимо, вгоняет их в некий ступор. Между тем, всё довольно просто, и Вы в этом сами убедитесь, если позволите нам кратко рассказать, с чего все началось и как продолжилось. Как работает система вы можете посмотреть на примере мебельного бизнеса, мы этим занимаемся более 20 лет.
Слово «франчайзинг», действительно, немного необычное, в отличие от таких слов как «Бизнес», «Аренда», «Менеджмент», «Маркетинг», к которым мы как-то быстро попривыкли, «франчайзинг» остается «темной лошадкой».
Филологи и другие специалисты, которые занимаются изучением структуры речи и литературного языка советуют не использовать иностранные слова в родном лексиконе без особой надобности. Исключение составляют слова, которые заменяют большие словосочетания или предложения. В данном случае, видимо, этим продиктована, необходимость применять в обиходе слово «франчайзинг», потому что, если попробовать его кратко перевести на русский язык без потери смысла, то получится: «Передача в аренду прав на использование бренда». Согласитесь, трудно постоянно оперировать таким громоздким понятием.
Непонимание термина «франчайзинг» в широких кругах предпринимательского сообщества связано еще и с тем, что сами бизнес-отношения, построенные по системе франчайзинга, были у нас законодательно урегулированы сравнительно недавно, лишь в 1996 г., когда утвердили вторую часть Гражданского кодекса РФ. В этом документе, франчайзингу посвятили целую главу (глава 54), в которой подробно прописали порядок установления отношений участников франчайзинговой сделки. Кстати говоря, видимо и юристы, которые разрабатывали эту главу, тоже сочли это слово непонятным и назвали главу «Коммерческая концессия».
Но одно дело прописать юридические нормы бизнес-отношений, другое – опробовать это все на практике и претворить в жизнь. Мало того, надо чтобы с размахом заработала популяризация сферы франчайзинга среди населения, а вернее той его части, которая занимается бизнесом в Москве или в регионах. Так, мало-помалу, осваивать более-менее активно это непаханое поле стали только в начале 2000-х годов, когда наметился рост предложения и спроса на франшизном рынке.
Надо сказать, что некоторые франшизы, российские предприниматели освоили еще в 1992-1994 гг. Помните, по телевидению транслировали популярную передачу «Сам себе режиссер», в которой показывали смешное домашнее видео, а по студии ходил какой-то веселый и находчивый человек, спрятавшийся в куклу непонятного розового существа. Кукла эта по поводу и без повода махала рукой в камеру и даже что-то говорила. На кукле было написано «Баскин Роббинс», она рекламировала зарубежную сеть кафе-мороженого, которая к тому времени раскинулась по всем крупным городам России. Кроме этой франшизы, у нас уже вовсю работали студии фотопечати «Кодак», сеть закусочных «Цыплята по-английски», и некоторые другие франчайзинговые проекты. К 1998 году в России насчитывалось не более 20 действующих франшиз. Посмотрите нашу подборку самых дорогих франшиз в России.
Пытаясь найти исторические корни франчайзинга исследователи сходятся во мнении, что первооткрывателем в этом деле был Исаак Зингер, который с 1853 г., в США стал брать плату с розничных продавцов зингеровских швейных машин за право торговать его продукцией. Несомненно, в том числе и это начинание дало еще один мощный толчок к бурному росту бизнеса этого успешного предпринимателя. К 1908 г., заняв почти весь мировой рынок производства швейных машин, Зингер разместил свою штаб-квартиру в собственном небоскребе. Сегодня, в эпоху глобальной конкуренции, бизнес основанный Зингером, остается по-прежнему весьма успешным.
Итак, мы с Вами разобрались со словом «франчайзинг» и историей возникновения франчайзинговых отношений, теперь нужно определиться со значением данного термина. Вы будете удивлены, узнав насколько просто открыть мебельный салон по франшизе в вашем городе.
Франчайзинг – передача в аренду исключительных прав на использование товарного знака и обозначения за определенную плату. В пакет исключительных прав может входить и секрет производства, если бизнес связан с производством, рекламный слоган, дизайн помещений, разработанная бизнес-стратегия сбыта и пр. То есть собственник прибыльного, давно действующего бизнеса, дает Вам не только право торговать под своей маркой, но делает всё, чтобы сохраняя репутацию, гарантировать Вам стабильный доход.
Еще один термин, который, пожалуй, употребляют чаще, когда говорят о франчайзинге – это «франшиза».
Франшиза - это само предложение, непосредственно пакет исключительных прав, о котором мы говорили выше. То есть франшиза – это готовый бизнес от известного бренда, разработанный и адаптированный для использования другими участниками рыночных отношений. Если вас интересует это направление, вы можете детально вникнуть в тему на примере мебельной франшизы братьев Баженовых.
Сегодня в мире около 40% от структуры иностранного бизнеса приходится на франчайзинговые отношения. В России, по-прежнему, эти показатели намного скромнее, хотя экономисты уверены, что доля франчайзинга на отечественном рынке будет только расти. Это неудивительно: в сложной экономической ситуации готовый бизнес гораздо более привлекателен. Как бы ни была хороша новая бизнес-идея, ее воплощение на начальном пути будет подвержено большим рискам. Кто даст гарантию, что перспективное, но никому не известное бизнес-начинание не потонет в штормовом море кризисных экономических явлений? Поэтому, если Вы, конечно, не обладаете стабильной финансовой подушкой безопасности, лучше начать свое дело под попечительством сильных бизнес-игроков.
Наша компания занимается производством мебели, а также ищет диллеров для сотрудничества в мебельном бизнесе. С нами уже работает более 100 успешных предпринимателей по всей стране, присоединяйтесь и вы.